Словарь-справочник педагогического речеведения

  • один из механизмов текстообразования (наряду со свертыванием текста), в соответствии с которым компоненты содержания текста выстраиваютс

  • специальный раздел школьной программы по русскому языку, задача которого научить ребят целесообразно и правильно пользоваться языковыми

  • участок диапазона голоса, наиболее часто используемый для интонирования потока речи. Внутри этого участка выделяют «тон облегченной фона

  • один из видов печатных пособий (см. средства обучения риторике), представляющий собой комплект карточек с рисунками и заданиями для самост

  • функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение. Суть Р. в объяснении какого-

  • (лат. reverberare — отражать) — процесс постепенного затухания звука в закрытых помещениях после выключения источника этого звука. Р. оказывает

  • (лат. registrum — список, перечень) — участок диапазона голоса, внутри которого звуки сходны по тембру вследствие единого физиологического мех

  • (от лат. resonare — давать отзвук) — 1) акустическая система, усиливающая звук, если его частота совпадает с собственной частотой акустической с

  • (фр. reclame от лат. reclamare — выкрикивать) — рекламный текст, в основе которого лежит представление фирмы, товара, услуги с тем, чтобы привлечь вн

  • конструктивный прием, позволяющий 1) восстановить в памяти читателя сведения, приводившиеся в тексте ранее; 2) сообщить новые сведения отно

  • вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исх

  • (англ. reference, от лат. refero — отношу, сопоставляю) — в традиционной семантике: отношение между словом и вещью (объектом неязыковой действитель

  • (от лат. referre — докладывать, сообщать) — один из видов речевой деятельности, занимающий промежуточное положение между продуктивными и репр

  • (от лат. recensio — рассмотрение, обследование) — речевое произведение, содержащее критическую оценку научного, художественного и т. п. произве

  • вид деятельности (наряду с трудовой, познавательной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, сост

  • 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия;2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для ре

  • это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной ц

  • основная единица речевого общения(речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора,

  • элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, ци

  • система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диа

  • совокупность социально взаимодействующих индивидов, отличающихся от других не набором языковых единиц и не системными связями между ними

  • функциональная единица устного дискурса (процесса реального речевого общения), служащая для осуществления речевого намерения (интенции) г

  • система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, д

  • ход мысли, последовательная смена интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесенных с целью. Примените

  • сложный объект. Она изучается не только лингвистами (психолингвистами, социолингвистами, нейролингвиста-ми, фонетистами, специалистами по

  • (греч. rhytmos — соразмерность, стройность)1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной

  • (греч. rhetorike techne от rhetor — оратор) — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Теория Р., возник

  • речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения. Название «риторические» достаточно условно и объе

  • фигура мысли, входящая в группу фигур, ориентированных на аргументацию. Р. в. задается отнюдь не для выяснения чего-то неизвестного, а для бо

  • композиционный прием, при котором начало высказывания (речи) содержит невыгодное для оратора суждение. За счет указания на невыгодность, з

  • базовое понятие психологии, демографии, этнологии, лингводидактики, социолингвистики и речеведения. Оно важно для выработки стратегии овл