Словарь-справочник педагогического речеведения

  • (нем. Absatz — уступ) — единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых у

  • совокупность фрагментов текста, содержанием которых являются авторские отступления, ассоциации, оценки, психологические экскурсы, биогра

  • (от лат. adaptare — приспособлять) — качество профессионального педагогического голоса, его способность подстраиваться к конкретным акустиче

  • (нем. Adressant) — говорящий, отправитель сообщения, порождающий высказывание, партнер коммуникации и т.д. В акте речевой коммуникации с А. связа

  • (нем. Adressat) — получатель речи, рецептор, слушающий, аудитория, декодирующий, собеседник, интерпретатор и т. д. Всякий речевой акт рассчитан н

  • выделение в предложении частей, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. В первую, тематическую, часть предложения включ

  • (лат. accentus — ударение)1) выделенность отдельного звука или комплекса звуков за счет усиления звучания;2) своеобразие в произношении, непроиз

  • (греч. allegoria — иносказание) — троп (см. тропы), заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия или мысли при помощи конкр

  • (от лат. altus — высокий) — низкий детский голос, обычно у мальчиков. (См. также Тип голоса.)А. А. Князьков

  • частная область общего дискурс-анализа; метод исследования речевой коммуникации в различных ситуациях педагогического общения, одно из о

  • (от греч. analogia.) — соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказыва

  • (от греч. anaphora — вынесение вверх) — единонача-тие, фигура (см. Фигуры) слова, входящая в группу фигур прибавления. А. — это повторение слова и

  • краткая характеристика произведения печати (или неопубликованного документа) с точки зрения его содержания, оформления, направленности, п

  • система привычных движений и положений произносительных органов, обусловленных языковой традицией и связанным с ними развитием соответс

  • (лат. articulatio от articulare — расчленять, членораздельно, ясно произносить)1) работа произносительных органов при образовании звуков речи;2) полож

  • (от франц. attaque — нападение) — начало звука, переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к речевому или певческому. А. мо

  • (см. Слушание).

  • (итал. baritono, от греч. barys — тяжелый, низкий) — мужской голос, по высоте средний между тенором и басом. Различают лирический Б. — более подвижн

  • (итал. basso — низкий) — самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б., и низкий, или глубокий, Б. (См. также тип голоса.)А. А. Княз

  • (от греч. asyndeton — бессоюзие) — фигура (см. Фигуры) слова, входящая в группу фигур убавления, заключающаяся в опущении союзов для нагнетания э

  • качество профессионального педагогического голоса: чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сипения, гнусавости и

  • коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь—язык. Б. р. можно определить как максимально возможное насыще

  • материалы, записанные на магнитную видеопленку, реализующие возможности видеотехники как интегрального способа предъявления информации,

  • реализуются в следующих видах общения:1) общение с учащимися; оно представляет собой такую к. д. у., при которой он передает знания, управляет

  • беззвучная, мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какие-либо задачи, мысленно составляем п

  • (фр. vokalise, от лат. vocalis — гласный звук, звучащий, поющий) — упражнение для постановки голоса, состоящее в пении мелодии на отдельные гласные з

  • течение в античной культуре, возникшее в начале II в. н. э. в Малой Азии (Смирна, Эфес) и развивавшееся до конца IV в. Его ведущие представители Л

  • качество профессионального педагогического голоса, характеризующее его с точки зрения высокой работоспособности голосового аппарата и п

  • коммуникативное качество речи. По мнению Б. Н. Головина, «если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка <...> воз

  • слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосо

  • заметка, репортаж, корреспонденция, интервью, статья, рецензия, обзор печати, памфлет, очерк, фельетон, а также малые формы — зарисовка, эссе

  • качество профессионального педагогического голоса, его способность по воле говорящего быстро и непринужденно переходить с одной высоты н

  • (от гр. hihieinos — целебный, приносящий здоровье) — совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В Г. г. выдел

  • (от греч. hyperbole — преувеличение) — троп (см. Тропы) слова, заключающийся в чрезмерном, нарочитом преувеличении свойств, размеров, возможност

  • продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение.Как и все виды речевой деятельности, Г. имеет с

  • 1) способность интонировать речь или петь;2) совокупность звуков, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибриру

  • часть речевого аппарата, необходимая и достаточная для образования голоса путем модуляции выдыхаемой струи воздуха колебаниями эластичн

  • неправильная манера звукообразования в речи или в пении, придающая голосу неприятный сдавленный (горловой) оттенок. Причины могут быть раз

  • (от греч. klimax — лестница, ступенчатость, климакс; от лат. gradatio — постепенное повышение) — фигура (см. фигура) слова, входящая в группу фигур п

  • простейшая и вместе с тем фундаментальная форма выражения единства, центральный принцип организации языка, обусловленный законом инкорпо

  • субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владе

  • слово, словосочетание или целое высказывание, которые отражают содержание перелагаемого текста в наиболее сжатом виде. В зависимости от х

  • слова, словосочетания и предложения, отражающие тематическое содержание первичного текста, его темы и подтемы. В реферативной статье, напр

  • слова, словосочетания и предложения, передающие рематическую информацию первичного текста. Так, например, в реферативных статьях использу

  • Голос новорожденных и грудных детей. Является выражением одного из врожденных рефлексов человека, вызываемых воздействием на организм са

  • (от греч. dialogos — беседа, разговор двоих) — разновидность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловленными высказываниями-репл

  • (греч. dia pason (chordon) — через все (струны) — совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Чаще всего говорят о

  • (лат. diktio — произнесение речи) — 1) произношение, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетливость произнесения звуков, слогов

  • (греч. dinamys — сила)1) движение, развитие, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов;2) (спец.) совокупность степе

  • (лат. dis — приставка, обозначающая разъединение, расчленение, cantus — пение) — высокий детский голос, соответствующий по диапазону сопрано. (С

  • прием, позволяющий создать динамизм сообщения за счет пропуска одного или ряда звеньев текста. Особенности дискретной композиции хорошо п

  • (лат. discursum) — важнейшая составляющая речевого события, процесс речевого поведения, речевой и невербальный обмен, протекающий в речевой сит

  • (от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной ( реже — письменной ) публичной речи, которая возникает во время спора, дис

  • (лат. discussio — исследование, обсуждение) — устная (реже письменная) форма организации публичной речи, в процессе которой сталкиваются различ

  • (лат. disputo — рассуждать, спорить) — форма организации подготовленной публичной речи на заданную тему (о прочитанной книге, просмотренном ки

  • документ, адресованный руководителю вышестоящей организации и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предл

  • совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и выведение из него углекислого газа (на выдохе).С

  • коммуникативные единицы, представляющие собой конкретные высказывания, образующиеся в процессе общения и составляющие это общение. Они х

  • единицы целого, обладающие всеми или большинством существенных признаков, которые характеризуют это целое. Существенными признаками текс

  • (фр. genre — род, вид) — форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, со

  • это воспроизводимые значимые телодвижения и позы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и и

  • первое слово, словосочетание, предложение, с которого начинается знакомство с любым речевым произведением. Открывая произведение, 3. выпол

  • (от позднелат. incorporate — включение в свой состав) — ведущий универсальный закон глубинного уровня текста, сущность которого сводится к тому,

  • (от лат. contaminatio — смешение) — закон, охватывающий процессы перехода с глубинного уровня текста на поверхностный. Суть 3. к. состоит во взаимн

  • законы прагматических, семантических и коммуникативных процессов, организующих языковой материал и приводящих в конечном счете к создани

  • начальная часть текста, имеющая особое коммуникативное назначение (функцию), определямое автором в соответствии с целями, темой и идеей те

  • речевой жанр официально-делового стиля кон-статирующе-ходатайствующего характера. Текст заявления содержит следующие части:1) адресат (к к

  • это любой текст, прочитанный или произнесенный вслух, в противоположность незвучащему (печатному, написанному). Реально существующие в реч

  • вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного (и

  • (от лат. intensio — напряжение] — энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется зву

  • (от англ. interview — встреча, свидание) — это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста (писателя, психолога, социоло

  • разновидность интонационного оформления речевых высказываний, типическое применение И. с. языка.И. с. р. учителя — разновидности интонацио

  • подсистема интонационной системы языка, регулирующая отбор интонационных средств для определенных целей общения. И. с. я. отличается часто

  • (от лат. intonare — громко произношу) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организов

  • интонационная постоянная, единица интонации, образованная с помощью элементов интонации и связанная в языковой традиции с определенным з

  • одно из важнейших понятий лингвистической прагматики; умозаключение, формируемое участниками коммуникации в процессе интерпретации полу

  • (от лат. information — сообщение о положении дел, сведения о чем-либо и textus — ткань, сплетение, соединение) — предметно-смысловое содержание текс

  • речевой продукт интенсивного общения в различного типа группах (работа в паре, в малой группе, в большой группе). Работа в этих группах явля

  • специально оборудованное помещение, в котором созданы оптимальные условия для обучения эффективному речевому общению. В К. р. сосредоточе

  • существенные, обязательные, концептуальные характеристики текста. В специальной литературе как К. т. трактуются:К. отдельности или замкнут

  • это реальные свойства ее содержательной и формальной сторон:'правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уме

  • ощущения положения и движения органов тела. Вызываются раздражением рецепторов (концевых образований нервных волокон), расположенных в мы

  • (лат. со(n) с, вместе + articulatio — членораздельно, ясно произношу) — взаимное влияние характеристик звуков в потоке речи. Различают эффекты влия

  • это деятельность общения, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической

  • (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь и competens (competentis) — способный) — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специал

  • обозначает конкретную цель высказывания говорящего, т. е. спрашивает ли он, или утверждает, или призывает, осуждает или одобряет, советует и

  • (применительно к говорению) — свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речев

  • магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в р

  • (Риторическая)система коммуникативно-речевых приемов или риторических форм, в совокупности выполняющих ту или иную функцию, служащую наря

  • элемент коммуникативно-речевой тактики, один из способов ее реализации. Осуществляется с помощью совокупности определенных средств комму

  • (Коммуникативные свойства личности, коммуникативные способности)понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих то

  • есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной. К. выражается в том, что субъект передает некую и

  • тематически, а иногда и структурно самостоятельные части текста, в которых отражаются типичные для текстов одного жанра (в соответствии с

  • (от лат. compressio — сжатие) — один из способов номинализации и свертывания тематической и рематической информации в реализованной части текс

  • (лат. con — приставка со значением «объединение», «соединение» и франц. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств) — речевая

  • особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника (исходного текста). Цель этой де

  • 1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме

  • такое чередование форм изложения в тексте, при котором сопряжение содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальнойинформации ре

  • (итал. contralto) — низкий женский певческий голос. Тембр голоса обычно густой, плотный. Наиболее характерный и выразительный регистр — грудной

  • предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может существовать в абзаце наряду с тематическим предложением: «В воскресенье, двадцат