Словарь-справочник морфемики и словообразования » Что такое «словообразовательная парадигма»?

Значение слова, определение и толкование термина

словообразовательная парадигма

slovoobrazovatelnaya paradigma

Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.

Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:

1) формантами

2) словообразовательными значениями.

Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы.

Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:

1) наименование самки;

2) наименование детеныша;

3) название мяса животного;

4) название помещения или пространства, связанного с животным;

5) наименование лиц по отношению к животным;

6) уменьшительные образования;

7) уменьшительно-оценочные образования;

8) увеличительные образования;

9) притяжательные прилагательные;

10) относительные прилагательные;

11) глаголы со значением «производить на свет»;

12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».

Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).

Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:

1) выявить языковые лакуны – «пустые места» в словообразовательной и лексической системах;

2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;

3) выявить дефектные парадигмы;

4) спрогнозировать появление нового слова.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

словообразовательная парадигма в других словарях

См. также