Словарь-справочник методов исследования и анализа текста » Что такое «жанр»?

Значение слова, определение и толкование термина

жанр

zhanr

Объективный экстралингвистический фактор текстообразования. Жанроцентрическое направление актуально в современной коммуникативной лингвистике и сфере обучения [См.: Т.В. Шмелева, Т.В. Матвеева, М.Ф. Федосюк, В.Е. Гольдин, В.А. Салимовский, Л. Р. Дускаева и др.]. М.М. Бахтин определял жанры как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [Бахтин 1986: 255]. Границы жанра в данном случае связываются со сменой субъектов речи и смысловой законченностью. М.Ю. Федосюк считает, что «речевые жанры – это устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы не высказываний, а текстов». [Федосюк 1997: 104].

Среди жанров выделяют:

1) сообщение, приветствие, просьбу;

2) спор, беседу и т.п.;

3) рассказ, поэму, роман и др.

Называют жанры, ориентированные:

1) на гармоничное общение (комплимент, похвала, соболезнование и др.);

2) жанры, направленные на осложнение речевого контакта участников коммуникации (выговор, порицание, замечание и т.п.).

М.Ю. Федосюк дифференцирует:

1) жанры высказываний

2) жанры текстов.

М.М. Бахтин различал:

1) простые (первичные) жанры, характерные для непосредственного общения;

2) сложные (вторичные), выделяющиеся в рамках художественного, научного и других форм «культурного общения».

М.Ю. Федосюк выделил:

1) простые (элементарные) жанры (сообщение, похвала, приветствие и др.);

2) сложные (комплексные, состоящие из компонентов, каждый из которых является текстом определенного жанра: а) монологические (утешение, убеждение, уговоры); б) диалогические (дискуссия, спор, ссора).

Т.В. Шмелева дифференцирует жанры по цели:

1) информативные речевые жанры: сообщение, подтверждение, сомнение и др.;

2) оценочные: похвала, упрек, выговор и т.п.;

3) перформативные, связанные с ритуалами: приветствие, представление, знакомство и т.п.;

4) императивные, призванные содействовать осуществлению событий: просьба, совет, инструкция, приказ и др. В.А. Салимовский выделяет жанры академических текстов на функционально-стилистической основе. У него жанры речи выступают как «культурные формы (модели, образцы), в соответствии с которыми в текстах объективируются социально необходимые виды духовной деятельности» [Салимовский 2002: 204]. Он описывает жанровые формы как актуализацию «типового авторского замысла, соответствующего определенной социокультурной целеустановке, посредством некоторой системы коммуникативно-познавательных действий» [Там же: 204]. Л.Р. Дускаева классифицирует газетные речевые жанры на основе типовых целеустановок, рассматривая монологические, диалогические и макродиалогические типы текста.

За основу классификации Л.Р. Дускаева берет целеустановку диалога автора и читателя, выделяя:

1) информирующие жанры, направленные на отражение действительности: жанровые модели «Ход события», «Пространство действий», «Причины события», «Событие и его последствия»;

2) оценочные жанры: «Оценка и прогноз общественных изменений», «Оценка последовательности и причин социальных действий, ведущих к изменениям»;

3) побудительные жанры, включающие жанровые модели: «Определение целей и задач общественной деятельности», «Побуждение к выбору варианта решения общественной проблемы» и др. Сегодня один из самых распространенных жанров – это жанр рекламы, предполагающий прагматический характер текста, основная функция которого – воздействие на адресата и прямое или косвенное побуждение к определенным действиям.

  • ВКонтакте

  • Facebook

  • Мой мир@mail.ru

  • Twitter

  • Одноклассники

  • Google+

жанр в других словарях

См. также