Онлайн-калькулятор призвания

Словарь лингвистических терминов Т. Жеребило

  • (кириллич. У (строчная "у") < др.- греч.Y (υ) ипсилон)21-я буква русского алфавита.

  • Субъективно-модальное значение, выраженное с помощью вводных компонентов: конечно, бесспорно и т.п.

  • (< лат. uvula язычок)Язычок, продолжение мягкого неба, при помощи которого произносятся увулярные согласныеНапример: "картавое" (грассирующе

  • (< увула)Согласный звук, образованный при помощи маленького язычка; напр.: грассирующий "р" в иврите, французском и др. языках.

  • (акцент) (фон.)Выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса (го

  • Выделяются три акцентных типа:1) ударение падает на основу: гото́ва, гото́во, гото́вы;2) ударение падает на окончание: умна́, умно́, умны́;3) в

  • Выделяются три акцентных типа:1) неподвижное ударение на основе;2) неподвижное ударение на окончании;3) подвижное ударение.Подвижное ударен

  • Ударение, возникающее наряду с основным ударением, как правило, в многосложных словах: дрѐвнеру́сский.

  • Все полные прилагательные имеют неподвижное ударение:1) прилагательные одного из акцентных типов характеризуются ударением на основе во в

  • Ударение, которое слабее обычного, наблюдаемое у некоторых двусложных и трехсложных предлогов: перед, около, если, относительных слов: отку

  • При словообразовании действуют те же закономерности, что и при формообразовании. При словообразовательном неподвижном ударении ударение

  • У существительных выделяются 2 типа неподвижного и 6 типов подвижного ударения:1) ударение стоит на основе (это самый распространенный тип,

  • Ударение, которое при образовании грамматических форм слова остается на одном и том же месте. Неподвижное, постоянное ударение в русском я

  • Ударение, которое переносится с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Внутри одной морфемы подвижное ударение встречается ред

  • 1) синтагменное ударение – выделение одного из слов в фонетической синтагме;2) фразовое ударение – выделение одной из синтагм во фразе;3) ло

  • Одно из стилистических средств разговорной речи. Используется с целью усиления экспрессии преимущественно в разговорной, частично в худо

  • Разновидность хабитуалиса со значением иметь обыкновение постоянно совершать названное глаголом действие.

  • Центральная категория узуальной стилистики, которая включает основную оппозицию: стилистическое (или экспрессивное) задание и стилистиче

  • (< узус)Связанный с общепринятым употреблением слов, выражений в языке; общепринятый;ант.: окказиональный.

  • (лат. usus)1) Обычай, правило.2) Употре6ление, применение.Языковой узус – это массовое и регулярное словоупотребление.

  • Разновидность номинативных предложений, в которых идея бытия осложняется указанием на предмет речи (мысли) при его наличии или появлении.

  • Прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента. Владея приемами уловок, можно быстрее

  • Ключевое понятие когнитивной науки, которая и определяется как наука о человеческом разуме. Понятие "разум" не имеет общепринятого определ

  • Форма уместности речи, обусловленная употреблением языковой единицы в определенном, необходимом контексте.

  • Особое коммуникативное качество речи; такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям обще

  • Форма уместности речи, обусловленная определенной ситуацией общения.

  • в риторике: соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданиям аудитории.

  • Форма уместности речи, обусловленная и регулируемая тем или иным стилем языка.

  • Процесс утраты языком наиболее устойчивых социально-коммуникативных функций: внутрисемейного, бытового общения, традиционной хозяйствен

  • (нем. Umlaut)Звук, возникающий в позиции, когда при изменении формы слова смягчается согласный, предшествующий гласным [а], [о] или [и] в корне сло

  • (нем. Umlaut)Звук, возникающий в позиции, когда при изменении формы слова смягчается согласный, предшествующий гласным [а], [о] или [и] в корне сло

  • Форма абстрактного мышления, которая из двух и более суждений выводит новое.

  • Невысказанная часть мысли, оформляемая в тексте графическими средствами (многоточием).

  • ( < лат. universalis общий)Общие понятия; в лингвистике: У. языковые – общие для всех языков свойства, напр. во всех языках существует категория о

  • Теория языка, разрабатывающая принципы и параметры универсального характера, присущие якобы всем языкам. Универсальная грамматика – обща

  • 1) Всеобщность, всеобъемлемость, разносторонность, пригодность системы языка для общения;2) общность принципов построения систем всех язык

  • художественное время, художественное пространство, художественное состояние, художественное событие.

  • ( < лат. universalis) Всеобщий, всеобъемлющий;в лингвистике У. грамматика – учение, ориентированное на предположение, что структура всех языков

  • Пространство смыслов, из которого каждый язык выбирает некоторую часть для выражения средствами своей грамматической системы.

  • См.: всеобщий язык.

  • (лат. universum < universalis всеобщий + summa rerum общее положение вещей)Вселенная; в философии: мир, как целое. В математике и теории множеств – множеств

  • См.: моноглоссия.

  • Вид языковой политики, ориентированной на реализацию принципа "одно государство – единая нация – единственный национальный язык".Наприме

  • (< унифицировать)1) Действие по глаголу "унифицировать";2) результат действия по глаголу "унифицировать";3) приведение ч.-л. к единому образцу,

  • Сведение различных вариантов обозначения сходных фонем и орфографических явлений в близкородственных или распространенных в одном регио

  • Термин, предложенный А. Мейе и Ж. Вандриесом для обозначения процесса вытеснения некоторых систем (говоров, диалектов, языков) более прести

  • < лат. unio единство]. Приводить к единой системе, ориентированной на однообразие, взаимозаменяемость.

  • См.: неодобрительный

  • Процесс отражения информации в той или иной структурной форме и результат (продукт) отражения в виде этой формы.

  • См.: ассимиляция.

  • обусловлено разными принципами:1) синтаксический принцип используется для выделения начала определенных отрезков текста – предложений;2)

  • Употребления, запрещающие использовать отличия одного объекта от другого: Живые организмы не могут существовать без воды.

  • Употребления, соотносящиеся с конкретными представителями данного класса объектов: Мне нужно увидеть этого человека. Выделяются:1) неопре

  • (синтакс.)Падежное подчинение существительного или субстантивированного слова, непосредственное или с участием предлога: произносил речи

  • Государственный язык Пакистана, один из литературных языков Индии.

  • См.: ярус.

  • состоит из подуровней, связанных с соответствующими единицами:1) денотативный (предметно-логический) подуровень, использующий следующие е

  • Включает ряд подуровней и соответствующие им единицы:1) эмоциональный подуровень, единицами которого выступают:а) эмотема;б) система эмоте

  • Абстрактная научная модель языка, в основе которой лежит понятие уровня языка как отдельного объекта описания.

  • Направление, рассматривающее процесс формирования значения высказывания как постепенное обрастание компонентами простой абстрактной сх

  • 1) верхний уровень – идейно-образный: идеи, эмоции, образы, мотивы;2) средний уровень - стилистический, включающий анализ лексики и синтаксис

  • Выделяются уровни формальной организации текста и уровни его содержания.Уровень определяется:1) как аспект рассмотрения текста;2) как подс

  • I. Научные основы урока:1) предмет и задачи: первичное усвоение нового лингвистического материала по определенной теме;2) методологические о

  • Процесс вхождения заимствованного элемента в систему заимствующего языка;выделяются следующие типы усвоений:1) фонетическое;2) семантичес

  • Слово, полностью приспособившееся к системе нового языка;его иноязычное происхождение можно установить только в результате этимологичес

  • Язык, усвоенный индивидом естественным путем:1) в семье (родной язык, материнский язык);2) в иноязычном окружении, в живом общении от носителе

  • Безаффиксный способ словообразования, основанный на сокращении производящей основы по типу аббревиатуры без учета морфемного шва: заведу

  • В русистике выделяются:1) общие;2) частные3) дополнительные условия обособления членов предложения.Общие У.о.:1) возможность смыслового выдел

  • Однородность членов предложения – это синтаксическое явление, поэтому условия однородности могут быть только синтаксическими (не морфол

  • 1) наличие текстовой компетентности;2) наличие у автора цели, которая определяет текстообразующую деятельность;3) знание языка (кода) и текст

  • в риторике: выделяются следующие виды У.п.:а) У.п., создаваемые фактурой речи;б) У.п., создаваемые формой высказывания;в) У.п., вытекающие из сод

  • 1) Экстралингвистические и лингвистические условия, обеспечивающие реализацию логичности речи на лексико-семантическом, морфологическом

  • Независимость формы языкового знака от природы обозначаемого предмета, явления. Знак может быть звукоподражательным (звукосимволическим)

  • См.: тайные языки.

  • Один из морфологических процессов;приобретение морфологической членимости изначально непроизводной основой.

  • 1) Одно из основных языковых средств размышления, связанное с его жанровой спецификой.2) Один из элементов информационной модели рассуждени

  • Достижение с помощью речи результата, соответствующего целевой установке (интенции) говорящего или пишущего.

  • Один из основных приемов сравнительно-исторического метода, направленный на анализ фонетического тождества, а затем и тождества форм. Тож

  • Один из приемов сопоставительного метода, ориентированный на определение предмета сопоставления, его характера, типов сопоставительного

  • 1. Речь звучащая, произносимая, первичная форма существования языка, более ранняя по времени возникновения, нежели письменная речь. Для бес

  • Один из видов сочинений обучающего или контрольного характера. Создается на основе личных наблюдений и впечатлений или на основе литерату

  • Заимствование через посредство устной формы речи.

  • Использование звуко-слухового канала связи при непосредственном общении (диалог, полилог) или опосредованном (радио, телевидение).

  • Одна из форм отзыва, ориентированная на формирование навыков устной речи. Отзыв предполагает оценку произведения учеником. Он (ученик) дол

  • Ограничение изменчивости знака коллективом носителей языка вследствие его социальности.

  • 1) Набор конструкций, характерных дня научной речи. Словосочетания, как правило, строятся по модели глаг. + отглаг. сущ. При этом в качестве ст

  • Насильственное прекращение функционирования языка в той или иной сфере общения.

  • Одно из языковых средств разговорной речи, которое выражает ее непринужденность, чувственно-конкретный характер, эмоциональность и т.п. На

  • (лат. utilitas польза, выгода)1) Ориентированный на практическую пользу;2) прикладной.

  • Прекращение использования этносом своего этнического языка в силу его незнания. Например, в конце прошлого века утратили свой язык айны –

  • Жанр научной литературы, учебно-научное сочинение, излагающее основы той или иной науки и предназначенное для дидактических целей. Основн

  • Жанр, ориентированный на представление учебной информации по тому или иному предмету;в учебнике наблюдается рубрикация на разделы, на пар

  • Один из жанров научного стиля.

  • Одна из разновидностей научного стиля, включающая следующие жанры учебно-методических работ; учебник, словарь, методическое пособие, лекц

  • Нарушение гражданских и/или экономических прав личности или этнической группы по причине незнания или плохого знания языка численно или с