Онлайн-калькулятор призвания

Словарь лингвистических терминов Т. Жеребило

  • (< кириллич. Т ("твердо"), др.-греч. Ττ тау)20-я буква русского алфавита.

  • (полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu>tabu.

  • (др.- греч.ταuτό то же самое + …грамма)Стихотворение, все строки которого начинают с одной буквы.

  • (др.- греч. ταυτό то же самое + …логия)1) Использование однокоренных слов при построении словосочетания или предложения, приводящее к информ

  • Конспиративные языки, которыми пользовались различные социальные замкнутые группы: бродячие торговцы, нищие, ремесленники – отходники и

  • Относительное время. Семантически эта категория близка категории собственно времени (или абсолютного времени), но, в отличие от последнего

  • (< лат. taxare оценивать)Группа самостоятельных объектов, имеющих общие свойства и признаки, на основании чего их относят к одной категории;н

  • (др.-греч. τάξίς расположение, строй, порядок + νόμος закон)Теория классификации и систематизации областей, имеющих иерархическое строение;

  • Два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Тактовое чле

  • (лат. tactilis). Осязательный;Т. ощущения – ощущения прикосновения;Т. образ – образ, ощущаемый слушателем или читателем.

  • (пропозиция, предложение, теза)в риторике: главная мысль высказывания, от которой зависят и с которой согласуются все остальные его части.

  • (др.-греч. θησαυρος сокровище, запас)1) Словарь идеологического типа, в котором вокруг общих понятий сгруппированы лексемы, находящиеся друг

  • (др.-греч. θέσίς положение, утверждение)1) Утверждение, избранное для доказательства, защиты или опровержения;2) основополагающее утверждени

  • 1) Жанр научной литературы, представляющий собой краткую запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулирован

  • (< лат. textum связь, соединение)1) Словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее за

  • выполняет информативную, эстетическую, прагматическую функцииУмение работать с учебными текстами повышает эффективность усвоения матер

  • Текст погружен в культурное пространство эпохи, культурологический тезаурус адресата, отражает особенности авторской личности, знания ав

  • Произведение искусства, изучаемое в культурно-историческом контексте эпохи, принадлежащее определенному литературному направлению, имею

  • Текст как единица обучения, оставаясь формой коммуникации, подчиняется целям и задачам языкового образования и воспитания учащихся, включ

  • Текст, являясь речевым произведением, служит универсальной формой коммуникации. Благодаря текстовой деятельности (порождению, восприятию

  • 1. Система действий на основе знаний, навыков и умений, позволяющих создавать тексты и воспринимать, интерпретировать их.2. Речевая разновид

  • Коммуникативная деятельность, включающая этапы:1) восприятия (зрительного или слухового);2) интерпретации текста;3) понимания.

  • Создание текстов устных и письменных.

  • "Текстовая категория, с помощью которой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективной действительнос

  • "Фундаментальное свойство речи вообще, всеобщий ее признак, выступающий как речевая реализация коммуникативной функции языка" (М.Н. Кожина)

  • Неотъемлемое свойство всех объектов действительности, отраженных в тексте. "Пространственная организация всех событий, неразрывно связан

  • Глобальная категория текстообразования, значимая для построения речевого сообщения. По У.Л. Чейфу, при построении суждения из события или

  • Знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность:1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текс

  • 1) Исторически сложившиеся, принятые в обществе устойчивые правила текстовой деятельности, на основе которых создаются эталонные для опре

  • Система текстовых правил (норм), в соответствии с которыми создается текст как сложный многоаспектный феномен. В этом смысле текстовая нор

  • Гармоничное соответствие элементов текста, его формы и содержания авторской интенции и ориентации на адресатаФорма взаимодействия между

  • Представление об эталоне соответствующего типа текстов, характерном для определенного этапа развития общества. Для текстовой нормы данно

  • Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, мн

  • Слушание и чтение как основа для декодирования сообщения.

  • Нормы, включающие правила формальной организации текста:1) мотивированную последовательность частей в развертывании содержания, их логич

  • Соотнесенность текста с действительностью. Опираются на вербально-семантический и тезаурусный уровни языковой личности автора и потенци

  • Текст имеет речевой статус и характеризуется двойной системностью: языковой и речевой, по мнению М.Н. Кожиной. Организующим началом являет

  • 1. Субъективный экстралингвистический фактор текстообразования.2. То, о чем или о ком говорится [Е.И. Никитина 1993: 18]. То, что положено в основу

  • Один из основных компонентов, частей, который выделяется при актуальном членении предложения, отличающийся от второго основного компонен

  • Соотношение тема-рематического (актуального) членения с синтаксическим. Напр., считается, что тему высказывания содержит подлежащее, рему -

  • В аспекте актуального членения предложений в тексте темы и ремы соотносятся между собой, определяя развертывание ССЦ, единство которого о

  • Совокупность слов разных частей речи по их сопряженности с одной темой на основе экстралингвистических параметров.

  • Группа слов, включающая:1) слова одной и той же части речи одинаковой предметной направленности;2) слова других частей речи, необходимые для

  • может быть выражена:1) в простом предложении с помощью дополнений при глаголах;2) в сложном предложении в придаточной части;3) вводными слова

  • (фр. timbre). Особое качество звука, звуковая окраска, характерная для того или иного голоса.

  • Разные качества голоса, которые определяются состоянием голосовых связок.Выделяются следующие качества голоса:1) нейтральный голос: Мы пр

  • (ит. tеmро < лат. tempus время). Темп речи. Один из элементов интонации, скорость речи, ее быстрота.

  • Совокупность собственных имен божеств в плане их системной организации и взаимосвязи с нарицательными именами;Т.л. образует систему обозн

  • подразделяется на:1) частную лингвистику, изучающую один или группу родственных языков (напр.: славистика, полонистика, романистика, тюркол

  • Раздел социолингвистики, изучающий онтологические основы самой социолингвистики, определение ее предмета, места среди других научных дис

  • Теория информации (информатика) ориентирована не на содержательную сторону передачи и хранения информации, а на ее статистическую структу

  • Частное направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену лит

  • Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства,

  • Социологическая теория, исследующая место и функции малых групп в системе социального организма, их специфику как элементов социальной ст

  • Теория, разработанная британским психолингвистом Ховардом Гайлсом в рамках социально-психологического направления социолингвистики, об

  • Отрасль науки, изучающая речь как деятельность, ее функции, ее мотивы, ее связь с мышлением, процесс порождения речевого высказывания, меха

  • Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальну

  • Теория, исследующая процессы ориентирования социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимость их развития от

  • 1) Наука, оперирующая понятийно-терминологическим аппаратом, включающим основные категории и понятия текста как одной из основных комплек

  • Наука, изучающая универсальные особенности текстов разных типов, их сущность и признаки, закономерности текстообразования. Общая теория в

  • Наука, ориентированная на изучение текстов какого-либо одного типа.

  • (< лат. terminus предел, граница)1) Слово или сочетание слов, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. О

  • Одна из трех логически возможных временных фаз ситуации, обозначающая конец действия.

  • (< лат. terminus предел < др.-греч. λογος понятие, учение1. Совокупность терминов, употребляемая в какой-л. области науки, техники, искусства.2. Р

  • Терминология как совокупность терминов всех областей знаний и деятельности, представленная в конкретном языке, объем которой зависит от ф

  • могут быть описаны как система, если применить информационные модели коммуникативных качеств речиМодели позволяют систематизировать тер

  • В качестве единицы анализа и описания материала была принята информационная модель текста, раскрывающая терминосистему лингвистики текс

  • не исчерпываются базовыми категориями и понятиями типа "стиль", "окраска", "стилистические ресурсы" и т.пЕсли мы возьмем минимальный набор т

  • Появление территориальных разновидностей языка в результате действия дивергентных процессов и распада языка на ряд идиомов в случае, ког

  • Диалект, используемый частью народа, живущего на одной территории.

  • Один из методов сбора социолингвистических данных, используемый чаще всего для обследования речевых навыков билингва, состоящий в том, чт

  • в риторике: вид словесности, содержащий риторическую аргументацию, связанную с предложениями о будущей деятельности, побуждениями к выбор

  • (др.-греч. τόποζ отпечаток, изображение)1) Образец, модель, форма ч.-л.2) в лингвистике: характеристика основных структурных черт языка и особе

  • (< типизировать < тип)1) Метод стандартизации; отбор типовых конструкций, схем, моделей во всех областях науки и техники, в том числе и в яз

  • Лексические средства, которые в различных типах сложных предложений регулярно выражают смыслы, участвуя в формировании грамматических зн

  • (< тип)1) Имеющий отношение к типу;2) = тип;3) = типичный.

  • (< тип)1) Имеющий признаки типа;2) обладающий основными признаками системы;3) сходный с типом, с к.-л. образом.

  • Класс значений, определяемый тем, какой аспект положен в основу классификаци семантии слова. Различаются следующие типы лексического знач

  • Тип, учитывающий первичность значения слова или мотивированность каким-либо значением того же самого словаВыделяются:немотивированное (п

  • Тип, носящий не понятийный характер.

  • Тип, воплощенный в рассуждении, представленном в виде системы последовательных вопросов и ответов.

  • Тип, в основе которого лежит способ номинации, то, каким образом именуется явление действительности: прямо или опосредованно.Выделяются:1)

  • Общая, инвариантная модель, по которой строятся все сложные предложения, относящиеся к одному структурно-семантическому типу.

  • Сопоставительное или противительное значение, которое усложняется добавочным уступительным значением или значением несоответствия. ССП

  • (< типология)Относящийся к типологии;Т. классификация языков включает аналитические, агглютинативные, изолирующие языки;Т. классификация

  • (< тип + …логия)1) Метод, нацеленный на сравнительное изучение признаков, связей, функций, отношений, уровней системной организации объекта

  • Сравнение базовых употреблений граммемы в языках мира.

  • Описание состава и структуры Универсального грамматического набора;выявление инвентаря семантически близких атомов, образующих компакт

  • Описание совмещения значений и кумуляции значений в одном грамматическом показателе.

  • Классификация, основанная на существенных различительных признаках словарных описаний, сложившихся в определенной лексикографической т

  • 1) ССП с общим соединительным значением:а) соединительно-перечислительные предложения;б) соединительно-отождествительные предложения;в) с

  • Тип значения, характеризующий способ существования лексического значения слова:1) свободное и 2) связанное значения. Среди связанных лекси

  • Основная единица, наряду со словообразовательным гнездом, входящая в систему синхронного словообразования. Ее также характеризуют как ос

  • определяется тем, какой частью речи является господствующий член, от чего зависит:1) выбор зависимой словоформы;2) содержание отношений;3) ви

  • в риторике: особенности текста, влияющие на его фактуру, форму, строение;выделяются следующие виды словесности: фольклор, документ, дидакти

  • Тип текста, связанный с показом действительности, с ее пошаговым изображением, при котором события незначительного хронологического пери

  • Тип текста, связанный с рассказом о действительности. Изложение событий, совершающихся на протяжении нескольких лет, может уместиться в дв

  • Тип текста, представляющий сентенцию по поводу действительности, некое обобщение, основанное на типичных факторах, проявлениях в поведени

  • Выделяются следующие типы антонимов:1) по степени зависимости от контекста:а) контекстуальные (речевые) – слова, семантическая противополо

  • контрарные, контрадикторные, конверсивныеЛ.П. Крысин выделяет следующие типы антонимов по характеру противопоставления значений:1)антони