Онлайн-калькулятор призвания

Словарь лингвистических терминов Т. Жеребило

  • (< кириллич. Р "рцы" < др.-греч.Р ро)18-я буква русского алфавита.

  • Языковая ситуация, при которой языки-компоненты характеризуются одинаковой функциональной мощностью.

  • в риторике: применение в речи синтаксических конструкций, примерно равных по объему и степени сложности.

  • 1. Законодательно закрепленный правовой статус языков в многоязычном сообществе, уравнивающий их использование в регламентируемых сферах

  • Связанные корни.

  • в риторике: разновидность вывода, содержащего основную аргументацию будущего выступления и побуждение к дальнейшему обсуждению проблемы.

  • См.: расширенный код

  • Одно из основных направлений развития речи учащихся на уроках русского языка в школе, наряду с такими направлениями, как: обогащение слова

  • 1) Любые изменения, происходящие в языке (например, развитие суффикса из самостоятельного слова);2) изменения, которые ведут к совершенствов

  • Язык, соответствующий определенному уровню развития духовной культуры народа – носителя языка, литературный нормированный язык, имеющий

  • реализует как кооперативную, так и некооперативную стратегиюВ культуре речи по целям общения выделяют следующие разновидности разговора:

  • Слова с разговорной стилистической окраской, выделяющиеся на фоне нейтральной и книжной лексики: здоровяк, добряк, болтун, летучка, плутов

  • Речь, которая используется в непринужденных беседах. При этом надо различать устную форму литературного языка и разговорный стиль с его ос

  • См.: разговорный стиль

  • См.: разговорный стиль

  • (разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, стиль повседневного общения)Один из функциональных стилей, используемый в неофициальной сфере

  • в риторике:1) фигура выделения, основанная на развертывании родового понятия в ряд видовых;2) состав предмета и последовательность изложени

  • в риторике: логическая операция, в основе которой лежат объем понятия и его содержание;Р.п. основывается на избираемом признаке, в связи с ч

  • в риторике: вид не перечисления, исходящий из целесообразности и порядка изложения, основанный на конкретном содержании высказывания;Р.п.

  • Народы (этносы), территории расселения которых разделены государственными границами. Например, уйгуры проживают в КНР, на территории Казах

  • в риторике: фигура выделения, состоящая в последовательном противопоставлении слов, которые, получая синонимические и антонимические зна

  • Процесс развития языковой вариативности, когда нормативный для того или иного идиома вариант начинает нерегулярно употребляться. Размыва

  • Один из видов (жанров) рассуждения, в котором можно отметить обращенность автора речи к читателю или слушателю, связанную с желанием разобр

  • Информативная, эмотивная, прагматическая, метаязыковая, фатическая, эстетическая функции.

  • включающие соотношения:1) материал - изделие: СЕРЕБРО1. Драгоценный металл белого цвета.2. Изделия из серебра;2) действие - цель действия: ПЕРЕ

  • 1) проблемно-постановочная статья;2) статья – сообщение о результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;3) собственн

  • 1) структурно полные, но семантически неполные предложения;2) структурно и семантически неполные предложения;3) семантически полные, но стру

  • 1) бытийные;2) указательно-побудительные;3) побудительно-пожелательные;4) оценочно-бытийные;5) собственно-назыв-ные;6) именительный представле

  • как жанра научной литературы:1) рецензия – научный отзыв;2) рецензия – аннотация;3) рецензия – рекомендация.

  • Глаголы, в составе окончаний которых могут быть буквы е и и, в связи с чем одни личные формы образуются по I спр., другие – по II спр.: хотеть, бе

  • в риторике: один из топов опровержения, показывающий несостоятельность оппонента и побуждающий аудиторию к разрыву с ним; риторика не реко

  • Человек различает звуки в диапазоне от 16 до 20000 Гц. Более низкие или более высокие звуки человек не воспринимает. Человек способен отличить

  • См.: открытость языковой знаковой системы.

  • Исчезновение из реального употребления большого количества грамматических форм, что приводит к полной или частичной утрате возможностей

  • звуки, издаваемые людьми, животными, производимые предметами неживой природы.

  • 1) качественные;2) относительные прилагательные;3) притяжательные прилагательные.

  • 1)местоимения-существительные;2) местоимения-прилагательные;3) местоимения-числи-тельные;4) местоимения - порядковые числительные;5) местоим

  • По общей семантике выделяются два разряда:1) определительный и 2) обстоятельственный.Определительный разряд включает наречия, обозначающи

  • 1) предлоги с пространственным и временным значением: в, на;2) предлоги с пространственным и причинным значением: из-за;3) асемантические пред

  • простые, сложные, составные.

  • Ключевое понятие когнитивной науки, которая и определяется как наука о человеческом разуме. Понятие "разум" не имеет общепринятого определ

  • Одна из четырех основных этносоциальных функций, наряду с интегрирующей, консолидирующей и символической, выделенных Л.Б. Никольским, проя

  • Одна из разновидностей итератива, обозначающая воспроизведение ситуации с периодичностью ниже нормальной, совершаемой изредка, время от

  • Вид текста, используемого в официально-деловом стиле, имеющего жесткую, регламентированную структуру.

  • в риторике: создание высказывания на уровне композиции.

  • Тип двусоставных или односоставных предложений, выделяемых по наличию в них второстепенных членов предложения. Р.п. содержит хотя бы один

  • Жанр речевого общения, разговорной речи; в нем [жанре] преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога; стратегическая л

  • Один из видов творческих работ, в отличие от отзыва и рецензии, ориентированный на обучение рассказу о том, при каких обстоятельствах автор

  • Один из видов творческих работ. Зачастую ученики просто перечисляют все, чем занимаются в школе и дома – это распространенная ошибка. Межд

  • Форма рассказа, выполняемая в V-XI классах, ориентированная на шлифовку навыков письменной речиВ V классе необходимо выполнять обучающие ви

  • Один из видов творческих работ. Его нельзя смешивать с описанием картины. Если в описании представлено то, что мы видим, воспринимаем непос

  • Одна из форм рассказа, ориентированная на формирование навыков устной речи.

  • 1) Тип текста, основанный на построении умозаключений. Употребителен в различных стилях. В научной речи он направлен на создание логичного

  • Вид рассуждения, нацеленный на доказательство какого-либо тезиса, положения, теоремы, теории и т.п. Используется в научном стиле, в учебном

  • Вид рассуждения, нацеленный на объяснение какого-либо вопроса. Используется в учебном подстиле.

  • Вид текста, нацеленный на раскрытие ряда проблемных вопросов. Используется в научных, художественных, публицистических текстах.

  • По форме слово может быть связано с одной производящей основой или словом: вузовец образовано от прилагательного вузовский с помощью аген

  • Разновидность сложноподчиненных предложений, являющихся приосновными, главным структурным признаком которых считается соотнесение пред

  • Увеличение объема обозначаемого понятия, т.е. количества называемых предметов и явлений, в результате чего возникает новое значение слова.

  • Использование языка в большем количестве сфер социальной жизни, чем на предшествующем этапе развития языка. Функциональное развитие язык

  • Речевой код, характеризующийся меньшей степенью предсказуемости и сложными синтаксическими структурами, нежели ограниченный код, которы

  • Такое предложение, которое в тексте может расчленяться на два и более отрезков (сегментов). П.к. наиболее часто используется в публицистиче

  • Фраза, которую произносит участник диалога в ответ на фразу-стимул, фразу-инициацию.

  • в риторике: столкновение пропозиции с предметом речи, реальностью, которая предстает как принудительная сила обстоятельств; позиция ритор

  • Термин, предложенный В.К. Журавлевым, обозначающий общность людей, речевое взаимодействие которых осуществляется на одном и том же языке и

  • Постоянно функционирующее естественное двуязычие.

  • Соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами: Пришел долгожданный день.

  • См.: обратный языковой сдвиг.

  • Термин, предложенный А.С. Гердом, обозначающий речь жителей средних и малых городов, в которой ощущается влияние местных говоров и просторе

  • 1. Местное слово или выражение, бытующее на определенной территории, употребляемое носителями региолекта.2. Лексическая единица, заимствов

  • Лексемы, распространенные в определенном регионе.

  • Тип билингвизма, в основе которого лежит географический принцип, в соответствии с которым наблюдается сосуществование двух или нескольки

  • См.: этнолект

  • Языковое образование, не имеющее статуса общего языка в данном государстве.В многонациональных государствах региональными языками являю

  • 1. То же, что языковая подсистема.2. В английской лингвистике: языковая подсистема, детерминированная параметрами ситуации общения (типом ро

  • Уровень, выделяемый в связи с движением тона голоса вверх или вниз:1) средний регистр тона – это такой уровень тона, на котором произносится

  • в риторике: высокий, простой и умеренный.

  • (актуализируемые сферы общения, регулируемые сферы общения. сферы организованного общения)Сферы общения, регулируемые административными

  • Вид билингвизма, характерный для мигрантских групп и национальных меньшинств; вид социального билингвизма, при котором после этапа интегр

  • См.: регламентированные сферы общения

  • (лат. regula – закон, правило)Закономерная повторяемость, вопроизводимость аффикса в составе ряда слов однородной структуры.Например, суф. -щи

  • Коммуникативное проявление эстетической функции художественного текста, нацеленное на восприятие текста читателем.

  • Системное качество текста, заключающееся в его способности "управлять" познавательной деятельностью читателя. Р.т. связана с другими систе

  • Системное качество текста, заключающееся в способности управлять познавательной деятельностью читателя, имеющее нежесткий, вариативный

  • 1) лингвистические: ритмико-звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические;2) экстралингвис

  • Регулятивные структуры текста.

  • Регулятивные структуры, актуализирующие макроцель в пределах текста в соответствии с его коммуникативной стратегией.

  • Регулятивные структуры, актуализирующие микроцель в рамках текстовых фрагментов в соответствии с коммуникативной стратегией текста.

  • (< лат. reducere приводить обратно, возвращать; отодвигать назад; приводить в известное состояние)Менее отчетливое произношение, которое може

  • (повтор) (лат. reduplicatio)Удвоение. Повтор, удвоение корня, основы или целого слова: еле-еле, чуть-чуть, крепко-накрепко, волей-неволей, едва-едва и

  • См.: удвоение слов

  • Свернутость, компрессия всех языковых структур во внутренней речи, в связи с чем увеличивается мыслеёмкость континуума внутренней речи по

  • (< редукция)в лингвистике: звук, сократившийся в результате редукции; напр. гласныеο,à вовторой слабой позиции произносятся как редуциров

  • (< редукция)Подвергаться редукции; гласные о, а, е, в русском языке в слабой позиции редуцируются.

  • Худшая в природном отношении территория, выделяемая для насильственного поселения коренных жителей страны (индейцев США, африканцев в ЮАР

  • (фон.)(фр. rezonance < лат. rezonans дающий отзвук)Отзвук, отголосок, способность резонатора звучать при восприятии звуковой волны. Резонаторы с мяг

  • (< резонанс)Связанный с резонансом.

  • Полое тело: например, пустая комната, раковина, труба органа и т.п.

  • Один из основных показателей внешних стадий при линейной аспектуальности, маркирующий результирующую стадию. Общее значение -Х таков, что

  • Один из фрагментов ситуации при линейной аспектуальности, состояние, наступающее после конца ситуации.