Словарь лингвистических терминов Т. Жеребило

  • (лат. adjicere – прибавлять) Прилагательное.

  • Образование прилагательных в результате конверсии (особого вида семантико-грамматического словообразования) на базе форм других частей р

  • Переход слов разных частей речи в имена прилагательные.

  • Склонение прилагательных: твердое, мягкое, смешанное, а также существительных, образованных от прилагательных с помощью субстантивации.

  • Именное словосочетание с именем прилагательным в роли главного компонента: всегда жизнерадостный, необыкновенно уютный, доброжелательны

  • Прилагательное с зависимыми словами, чаще всего выполняющее функцию определения. А.о. обособляется при постпозиции, распространении. В пре

  • (лат.: adiunctus – присоединенный)1. Словосочетание, выполняющее ту же функцию, что и наречие ждать несколько лет, получить неожиданным способом.

  • ( < кириллич. "аз" + "буки" < др.-греч. ά альфа + β бета)1) То же, что алфавит, – набор букв, слоговых знаков и др. графем языка, расположенных в оп

  • Древнерусский анонимный рукописный справочник, составленный в алфавитном порядке. В азбуковниках, расположенных в конце книг в виде списк

  • Неразличение гласных а и о в первом предударном слове, произношение их как а или близко к а (в некоторых диалектах это наблюдается и в иных н

  • ( < Аккад) А. язык (вавилоно-ассирийский, или ассиро-вавилонский) – древнесемитский язык семитской ветви афразийских языков со словесно-сл

  • 1. (социолингв.)Стратегия речевой коммуникации, проявляющаяся в личной беседе. В результате А. сокращается или увеличивается дистанция обще

  • (лат. casus accusativus) Винительный падеж.

  • Взаимовлияние национальных культур и языков, заключающееся в приспособлении индивида или культурного сообщества к инокультурному окруже

  • Накопление и сохранение информации в словарном составе языка и в текстах.

  • Вариант языка в посткреольском континууме, возникший в результате смешения креольского языка и языка-лексификатора. А. обладает определен

  • Частнооценочные значения, которые возникают на базе негативных и позитивных оценок. Фразеологизмы имеют в основном отрицательную (негати

  • Способ исследования, состоящий в том, что множество элементов или объектов разбивается на части (подмножества). Одна часть рассматривается

  • Изменение состава или референциальных характеристик участников ситуации. Если залог изменяет прагматическую интерпретацию ситуации, то

  • (лат. привожу в действие) Участники ситуации, без учета которых название ситуации в виде предикатного слова (ситуация сна, ситуация чтения и

  • (лат. activus деятельный, действительный) действительный залог в грамматике;напр., в русском языке, действительные причастия, семантическая и ф

  • 1) функциональный динамизм: проникновение в речь и регулярное использование моделей, которые ранее находились на периферии языка: чернуха,

  • Слова, которые учащиеся постоянно используют в устной и письменной речи.

  • Словарный запас носителей языка, включающий общеизвестные слова, активно употребляющиеся в устной и письменной речи. Не включаются в А.с. а

  • Любой речевой акт, производимый говорящим, выбирающим подходящие к ситуации языковые средства, в зависимости от персональной и социальной

  • Грамматическое или лексическое средство выделения предмета из класса однородных:1) грамматические категории: род, число, падеж, лицо, вид и

  • (лат.: actualis – деятельный, действенный)1. Реализация в речи потенциальных возможностей, языковых единиц, их приспособление к речевой ситуаци

  • См.: регламентированные сферы общения

  • 1) Одна из особенностей проявления логичности речи в текстах научного стиля. При такой связи тема-рематическая структура не нарушается.2) Од

  • Выделение в предложении компонентов, которые различаются характером коммуникативной нагрузки. Одни выступают как исходные, заключающие у

  • Сознательное или бессознательное соотнесение себя с важными в представлении данного индивида социальными и иными общностями, членом кото

  • (др.-греч.: ακούσμα - чувство) Слуховое представление, впечатление о звуке;простейший элемент из области слуховой перцепции, который может б

  • Одна из фонетических дисциплин. Она складывается из учения о видах колебательных движений и тембре, высоте, интенсивности и продолжительн

  • 1) по соотношению тона и шума (периодических и непериодических колебаний) звуки делятся на: гласные (состоящие только из тона) и согласные (с

  • (лат.: acutus – высокий)1. Восходящее тоническое ударение в древнегреческом, сербском и др. языках, характеризующееся повышением голоса на удар

  • (лат. accentus)1) Ударение – выделение единицы речи (слога, словосочетания) с помощью фонетических средств;силовой, или экспираторный, А. в русск

  • Схема распределения ударения в различных формах слов какой-л. части речи.Напр.:1) А.т. с неподвижным ударением на одном и том же слоге основы

  • (лат. аccentus ударение + …логия) Область языкознания, исследующая природу и функции ударения в различных языках.

  • (лат. аccentus ударение)1) Система ударения данного языка;2) выделение элементов слова или фразы посредством ударения.

  • Изменение слова: склонение, спряжение, образование форм времени, степеней сравнения и т.п.

  • Логико-синтаксический тип семантики простого предложения, представленный преимущественно глагольными предложениями: двусоставными и од

  • Этап риторического канона, нацеленный на представление сообщения слушателям.

  • (др.-греч.: αλαλος – немой)Физиологическое нарушение речи детей, немота при сохранении слуха и интеллекта, что вызвано недоразвитием или по

  • (algorismus)Решение задачи при помощи системы вычислений, ориентированной на разбиение операций на более простые, и последовательное их выполн

  • Утрата способности читать и понимать прочитанное в связи с очаговым поражением стыка височной, теменной и затылочной долей коры головного

  • См.: адлатив

  • (др.-греч. άλληγορία).иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образа. А. в качестве тропа используется в баснях, притчах, мо

  • (др.-греч.: αλλοτης – различие, изменение)1. Фигура речи, основанная на противопоставлении форм слова или однокоренных слов: Служить бы рад –

  • Повторение согласных в художественном тексте, имеющее текстообразующее значение. При полной аллитерации повторяются одинаковые звуки, пр

  • Знаки какого-л. письма, используемые в качестве словесных или фразовых выражений:1) № - номер;2) § – параграф.

  • 1. Графический вариант, конкретная манифестация графемы: [дуп] – [дубы].2. Взаимозаменяемые буквенные знаки:а) печатная или рукописная;б) стро

  • (др.-греч.: αλλοιοσις – изменение) Развернутая антитеза.

  • Местный вариант языка, отличающийся от нормализованного стандартного варианта. А. не является предметом преподавания в школе. Различия ме

  • Тождественные по значению морфы:1) различающиеся позицией в словоформе;2) зависящие от качества соседних морфов;3) находящиеся в отношениях

  • Вариантные наименования лиц, географических объектов: Ленинград - Санкт-Петербург; Георгий - Жора.

  • Вариант семемы, ее конкретная разновидность, реализуемая в речевом контексте.

  • (гр. allos иной + phone звук) Вариант фонемы, зависящий от окружения. Например, в слове "мал" произносится задний аллофон фонемы "а", а в слове "мял" -

  • Вариант словосочетания, фразеологизма, предложения: Сердце радуется. – Душа радуется.

  • Название этноса, данное ему другими народами (русск.: наименование немцы для соседних германских племен).

  • (фр. allusion шутка, намек < лат. Alludere подшучивать, намекать) Стилистическая фигура, выражение, намек посредством сходнозвучащего слова или упо

  • Стилистический прием, в основе которого лежит:1) намеренное нарушение в тексте логических связей;2) словесная избыточность;3) нагнетение пон

  • 1) Одна из особенностей проявления логичности в художественной речи. Заключается в намеренной нелогичности создаваемого при помощи языков

  • ("альфа" и "бета" (в среднегреческом произношении "вита") Первые две буквы греческого алфавита, от которых произошло слово – совокупность бук

  • Такой способ расположения, при котором в одной словарной статье объединяются близкородственные слова.

  • Такое расположение слов, при котором каждое слово, распределенное по алфавиту, имеет словарную статью, включающую зону значения слова, его

  • (лат.: alternatio – чередование, смена) Вариант, член какого-л. чередующегося ряда.

  • ( < лат. alternatio) Чередование, смена фонем (или графем) в основах слов и аффиксах: например, г - ж в основе слова (бегать – бежать). При альтернац

  • (лат. alternare чередоваться) Чередующийся, переменный.

  • (лат.: ambo – два, оба; valens, valentis – значимый, важный, ценный)Совмещение в семантической структуре слова значений, противоречащих друг другу: од

  • Слова, выражения, свойственные американскому варианту английского языка, заимствованные в другие языки.

  • Слово, не обладающее морфологическими характеристиками.

  • Нерегламентируемое общение, сферы неофициального общения, в которых употребление языка не регламентируется обществом и государством:1) сф

  • См.: изолирующие языки.

  • (лат.: amplitudo – величина) Величина, размах колебаний голосовых связок, от которых зависит сила звука: чем шире размах колебаний, тем громче зв

  • (лат. amplificatio распространение, увеличение)1) Увеличение протяженности текста при переводе с одного языка на другой;2) стилистическая фигура,

  • (др.-греч.: αμφιβολια – äвусмысленность, двойственность)Двусмысленность, неоднозначность фразы, неясность высказывания: Он встретил сестр

  • 1. (др.-греч. άναγραμματίσμος < άνα…ïере..+ γραμμα буква)1) Слово, словосочетание, полученное в результате перестановки букв: Марат – Марта; и

  • (др.-греч. άναδίπλωσίς)Риторическая фигура, применяемая в художественном стиле, в частности, в стихах; в разговорном, публицистическом стил

  • (др.-греч. άναêоλύθîς непоследовательный)Стилистическая фигура, состоящая в нарушении синтаксической или логической правильности речи и с

  • (др-греч. αναλεψιξ – восстановление) Обращение к ранее описанным в тексте фактам, явлениям, событиям.

  • Один из методов социолингвистических исследований, предметом которого является анализ структуры и норм беседы при непосредственном комм

  • 1) привести наиболее точную фонетическую транскрипцию;2) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки:а) у гласных: ряд, подъем, лабиали

  • Один из видов устных и письменных сочинений. Как правило, анализируя иллюстрацию, пишущий говорит о том, насколько содержание иллюстраций

  • производится в следующей последовательности:1) границы между синтагмами и фразами обозначаются вертикальными линиями;2) подчеркиваются це

  • 1) выделите из текста словосочетания и отдельно сочетания слов, не являющиеся словосочетаниями;2) начальная форма словосочетания (по началь

  • 1) выделите из текста сочинительное сочетание слов;2) начальная форма сочетания слов;3) синтаксические отношения (отношения однородности: со

  • Вид функционального анализа, при котором исследуется лексикографическое слово (словарная статья):1) слово, разделенное на лексико-семантич

  • 1) Эпидигматический анализ;2) парадигматический;3) синтагматический анализ.

  • Тип анализа, нацеленный на выявление внешних семантических отношений слов или ЛСВ, устанавливающий их общность и различие.В свернутом вид

  • Вид анализа, который строится на основании общих лексических и грамматических сем. Например, высокий тополь – словосочетание, семантическ

  • Функциональный вид анализа, при котором выявляются:1) специфика значения слова в тексте – приращение смыслов: содержательных, стилистичес

  • Тип анализа, раскрывающий внутреннюю смысловую структуру слова, связи его ЛСВ, типы лексических значений, семный состав ЛСВ, виды и способы

  • включает следующие процедуры:1) определить, есть ли ударение в слове; если нет, то слово является проклитикой или энклитикой; если у слова од

  • Данный вид анализа Л.Л. Касаткин рекомендует проводить по следующей схеме:1) привести фонетическую транскрипцию слова, обозначив слоговые

  • Общенаучный метод количественного исследования текста, основанный на выявлении вероятностно-статистических данных, подсчете наиболее ча

  • включает следующие процедуры:1) обозначить вертикальными линиями границы между фонетическими синтагмами и фразами; пунктирными линиями –

  • Составная словоформа. Например, в русском языке словоформы "буду писать", "буду говорить" – аналитические формы будущего времени глагола, "б

  • В общем языкознании: грамматическая форма, у которой показатель грамматического значения находится за пределами слова.

  • Языки, в которых грамматические значения выражаются вне слова (в предложении) посредством:1) порядка слов;2) интонации;3) служебными словами

  • В общем языкознании: выражение грамматических значений за пределами слова.