Онлайн-калькулятор призвания

Словарь лингвистических терминов

  • (от лат. radix — корень). Корни, употребляемые лишь в связанном виде. Низвергнуть, отвергнуть, свергнуть.

  • (анализ). Разложение сложного языкового целого на составляющие его элементы (применительно к школьной практике).

  • (разбор по частям речи). Если объектом разбора является предложение, то выясняется его морфологический состав, с последующей характеристик

  • Слова, употребляющиеся в непринужденной беседе. Вещица, грязища, дрязги, ерунда, молодчина, работяга, раздевалка, торгаш, халтурщик, читалка

  • Особая стилистически однородная функциональная система, противопоставляемая книжной речи как некодифицированная и кодифицированная фор

  • Свойственный повседневной устной (обычно диалогической) речи. Разговорное слово. Разговорный стиль произношения. Разговорный стиль речи.

  • см. стили произношения, функциональные стили.

  • см. пауза разделительная (в статье пауза).

  • см. союзы сочинительные (в статье союз).

  • То же, что свободное ударение

  • Существительные, совмещающие в одной парадигме разные типы склонения. Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя (имеют

  • Глаголы, образующие одни формы по первому спряжению, а другие — по второму. Бежать, хотеть.

  • см. соподчинение разночленное (в статье соподчинение).

  • см. местоимение.

  • см. наречие1.

  • см. имя прилагательное.

  • см. имя существительное.

  • см. имя числительное.

  • То же, что диссимиляция.

  • То же, что дистрибутивное значение.

  • Предложение, имеющее в своем составе, кроме главных, также второстепенные члены. Ученик старательно выполняет домашнее задание. Возвращае

  • Член предложения, имеющий при себе зависимые слова. Науки, чуждые музыке, были постылы мне (Пушкин) (распространенное определение). Месяца д

  • Словоформы, распространяющие предикативное ядро предложения. Термин введен и используется исследователями, критикующими теорию второсте

  • То же, что двучленное сложноподчиненное предложение.

  • Увеличение семантического объема слова в процессе исторического развития. Чаще всего расширение значения происходит в результате перено

  • (расщепленное сказуемое). Замена глагольного сказуемого сочетанием однокоренного существительного с полузнаменательным глаголом. Снижаю

  • (от средневекового лат. realis — вещественный). Предметы материальной культуры, служащие основой для номинативного значения слова.

  • см. ассимиляция.

  • Образование слов путем отсечения словообразующего суффикса. Охранить > охрана, рассадить > рассада, растратить > растрата. см. дезаффиксаци

  • см. аффикс.

  • (обратное словообразование). Образование слова не в виде производного, а в виде производящего. Дояр (парное образование к слову доярка).

  • (лат. reductio от reducere — приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном

  • (лат. reduplicatio — удвоение) см. повтор.

  • 1) Гласные, получившиеся в результате редукции, т. е. менее четко артикулируемые, потерявшие в долготе, силе или качестве звучания. см. редукц

  • (лат. recursio —движение назад, возвращение). То же, что отступ.

  • (от франц. relever — отмечать, выделять). Способный служить для различения языковых единиц.

  • При актуальном членении ядро высказывания, содержание сообщения, то, что говорящий сообщает, отправляясь от темы (см. тема в 1-м значении).

  • (франц. replique). В диалогической речи каждое отдельное высказывание лиц, принимающих учасnие в диалоге.

  • (франц. representation — воспроизведение, показ). Представление языковых фактов в условиях наибольшей убедительности.

  • (от лат. referens, referectis — сообщающий). Предмет мысли, отражающий предмет или явление объективной действительности и образующий то понятийное с

  • (от лат. receptuni — полученное) словарный запас. То же, что пассивный словарный запас -см. пассивный словарь. ср.: продуктивный словарный запас.

  • (речевой портрет). Подбор особых для каждого действующего лица литературного произведения слов и выражений как средство художественного и

  • То же, что речевой такт.

  • Совокупность органов речи (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диаф

  • То же, что речевая характеристика.

  • Непрерывная цепь звучаний, расчленяемая слушающим и воспринимаемая им как организованная последовательность слов и словосочетаний.

  • (речевое звено). Часть фразы (группа слов, реже одно слово), выделяемая ритмико-интонационными средствами. При членении фразы на отрезки мог

  • Сочетание слов, объединенных лексически и грамматически (свободное или устойчивое словосочетание, предложение). При помощи речений обычно

  • 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для об

  • То же, что пиктографическое письмо.

  • Соединение ритма и мелодики речи.

  • см. интонация.

  • см. интонация.

  • (греч. rhetorike). Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.

  • То же, что фигура речи.

  • То же, что вопросительно-риторическое предложение (употребляется как стилистическая фигура). см. вопросительное предложение.

  • Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему,

  • 1) Лексико-грамматическая категория имени существительного, присущая всем существительным (за исключением слов, употребляемых только во м

  • см. родительный падеж.

  • То же, что родительный части (в статье родительный падеж).

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем (существительным, прилагательным, числительным), наречием (в форме сравнительной степени) и в

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж

  • То же, что родительный части (в статье родительный падеж).

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • см. родительный падеж.

  • Язык, усваиваемый ребенком в раннем детстве путем подражания окружающим его взрослым.

  • см. родство языков.

  • Наличие общих черт и регулярных соответствий в лексике, фонетическом и грамматическом строе у языков, происшедших от одного общего языка-о

  • Языки, входящие в индоевропейскую семью и образующие в ней ветвь. К романским языкам относятся французский, итальянский, испанский, португ

  • (ртовые) звуки. Звуки, произносимые с приподнятым мягким нёбом и прижатым к задней стенке глотки маленьким язычком, т. е. так, что воздух идет

  • То же, что кинетическая речь.

  • 1) Последовательность языковых единиц, расположенных непосредственно одна за другой. Ряд словесный (сочинительное словосочетание).2) Место