Этимологический словарь русского языка

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где оно из греч. euaggelion «евангелие» < «добрая весть», сложения eu «добро, хорошо, благо» и aggelia «весть». См. ангел, благор

  • Др.-рус. Заимств. из греч. яз., где eunouchos «евнух, охраняющий постель» — производное от eunē «постель, ложе». Ср. историзм постельничий.

  • Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Jäger «охотник» — суф. производное от jagen «охотиться, гнать, преследовать». Первоначальное егер > егерь под вл

  • Искон. Происхождение неясно. Можно объяснить как суф. производное (суф. -оз-а, ср. стрекоза) от егать «суетиться, бегать», в диалектах еще изве

  • Общеслав. Производное от *ědti «есть». См. есть (1)}}, яд, ср.

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где оно восходит к общеслав. *jedъva, сложению ограничительных частиц *jedъ «только» и va- тж. Ср. лит. võs «едва, только». Едва

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является местоименной формой общеслав. *jedinъ, сложения ограничительной частицы jedъ (см. едва) и числит. inъ «один

  • Искон. Суф. производное от той же основы, что и есть (1)}} (< *ědti). Буквально — «такой, который ест; разъедающий». Ср.

  • Общеслав. Этимология точно не установлена. Одни ученые объясняют как родственное латышск. ezis «еж», нем. Igel — тж., греч. echinos — тж., echis «змея»,

  • Общеслав. Сращение формы ср. р. относительного местоим. je (см. иже) и частицы же. См. также он. Еже буквально — «который».

  • Искон. Суф. производное от ежевая (ягода). Кустарник назван по шипам на его побегах. Ср. шиповник. См. еж.

  • Искон. Объясняется по-разному. Одни ученые выводят из *е(есть)-же-ли, сращения 3-го л. ед. ч. глагола быть, частиц же и ли, ср. чешск. jestlže — тж. с т

  • Общеслав. Суф. производное (ср. борозда, узда) от *jěti «ехать». См. ехать.

  • Общеслав. Суф. производное от *jek (> ек), в др. слав. яз. еще известного, ср. чешск. jek «вскрик», сербохорв. jek «эхо» и т. д.

  • Общеслав. Сращение *je (см. еже) и частицы ле как вариант ли.

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где оно из греч. elaion «елей» < «оливковое масло». См. олива, маслина.

  • Искон. Из елзать, параллельного образования к ерзать с меной л — р. Ср. ерошить < ершить.

  • Общеслав. Суф. производное (суф. -l-) от индоевроп. корня *edl- «острый, колючий». Дерево названо по колючей хвое. Сочетание dl > л, ср. сохранивши

  • Искон. Суф. производное от ем «большой объем чего-л.», в диалектах еще известного, образованного от *jemti (> ять, ср. взять, обнять и т. п.). Буква

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где епископъ < греч. episkopos «глава христианской общины» < «надзиратель», суф. производного от episkopeō «наблюдаю, смотр

  • Заимств. в XIX в. из тюрк. яз., где аралаш «вперемешку» > «мешанина, беспорядок» — суф. производное от ара «между».

  • Искон. Возвратная форма к ерепенить «задираться», вероятно, суф. производному от ера «задира» < «непоседа».

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где ересь < греч. hairesis «секта» < «выбор» (т. е. альтернатива), суф. производного от haireō «избираю». Ересь буквально — «

  • Искон. Суф. производное от ерзый «непоседливый», того же корня, что и ера (см. ерепениться), диал. елзать, елозить с л вм. р, ср. крик — клик и т.

  • Искон. Суф. производное от ероха «человек с всклокоченными волосами» (ср. диал. ерохи «игра по взъерошиванию волос на голове друг у друга», е

  • Искон. В рус. лит. яз. вошло в XIX в. из арго семинаристов, где первоначальное герунда возникло на базе лат. gerundium «герундий». Герундий — одна из

  • Искон. Того же корня, что и ероха (см. ерошить), ср. диал. ерош «ерш». Ёрш буквально — «рыба с торчащими (и значит, колючими) плавниками».

  • Искон. Возвратн. форма к ершить «сердить кого-л.», в диалектах еще известному, суф. производному от ерш. Ср. ощетиниться.

  • Заимств. в XVI в. из польск. яз., где jeśli < jestli, сращения jest (3-е л. ед. ч. от być «быть») и li (см. ли).

  • Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от естьство «природа, натура», калькирующим греч. ousia. Ср. естествознание, т. е. «прир

  • (кушать). Общеслав. индоевроп. характера (ср. лат. edo «ем», др.-инд. admi «ем», нем. essen «есть» и т. д.). Соврем. есть < *ědti; dt > tt > ст, ср. вести. Есть

  • (хорошо, согласен, слушаюсь!). Искон. Возникло в результате скрещения глагола есть «имеется» (3-е л. ед. ч. от быть) < есть будет (ср. Есть будет

  • Общеслав. Суф. производное от *ěchъ, образованного с помощью суф. -х- (ср. смех, спех, грех и т. п.) от *jěti, *jati «ехать», в некоторых слав. яз. еще изв

  • Искон. Суф. производное от ехида, возникшего в качестве обратного образования (ср. и см. зонт) на базе старославянизма ехидна < греч. echidna «з

  • Общеслав. Происхождение неясно. Возможно, представляет собой сложение (с инфиксом -s-) частиц ed- (см. едва) и ke (> че, ср. др.-рус. аче «если»). Ис